16:10 Выбор внедорожника | |
Выбор внедорожника Приступая к выбору внедорожника, перво-наперво необходимо понять, как и в каких условиях ему предстоит ездить. Ответив на этот вопрос, можно определиться если не с моделью, то по крайней мере с конструктивными особенностями приобретаемого авто, а уж исходя из этого выбирать марку. Итак, внедорожники могут быть... С несущими кузовами или рамные. С зависимой (неразрезные мосты) или независимой подвеской. Совершенно очевидно, что независимая подвеска лучше «цепляется» за дорогу. Не случайно же практически все известные производители дорожных машин давно перешли на независимую заднюю подвеску (про переднюю я даже не говорю). С другой стороны, независимая подвеска изначально более сложна, капризна и соответственно менее надежна, нежели металлическая болванка неразрезной балки. С бензиновыми или дизельными двигателями. С ручной коробкой или АКПП. С постоянным полным приводом (full-time) или подключаемым передним мостом (part-time). Постоянный полный привод необходим для уверенной езды зимой по заледенелым дорогам. Что касается офф-роуда, то здесь подключаемого полного привода обычно достаточно. Тем более что усложнение конструкции (постоянный полный привод требует наличия межосевого дифференциала) неизбежно ведет к снижению ее надежности. С ручными муфтами подключения переднего моста, муфтами автоматическими, электрическими или вовсе без оных (естественно, речь идет о машинах с подключаемым передним мостом). Практика показывает, что автоматические муфты удобнее, но в условиях настоящего бездорожья им явно не хватает прочности. Кроме того, у них есть нехорошее свойство: самопроизвольно отключаться при попытках выехать «враскачку» из грязевой или снежной ловушки. С различными видами блокировки межколесных дифференциалов или без них. Наличие блокировок в ряде случаев существенно повышает проходимость внедорожника, но в стандартной комплектации они встречаются редко (дифференциал повышенного трения не в счет в силу незначительности блокирующего усилия). С барабанными или дисковыми тормозами. Выбор сделан? Тогда можно двигаться дальше... Если вы постоянный читатель нашего журнала и регулярно знакомитесь с рубрикой Second hand, определить модель, максимально соответствующую вашим потребностям, будет не такой уж сложной задачей. А затем... затем вам остается самая малость - подыскать конкретный автомобиль за разумные деньги и не нарваться при этом на один из многочисленных подводных камней (кои во множестве ожидают вас на этом тернистом пути). Эти самые камни можно поделить (правда, достаточно условно) на группы... Криминально-юридические. Сразу же после (а еще лучше до) покупки свежего внедорожника вам стоит озаботиться поиском охраняемой стоянки или гаража. Ведь даже отнюдь не новые 6 - 8-летние Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, Jeep Grand Cherokee и иже с ними частенько покидают хозяев безвозвратно. И причины тому есть. С возрастом внедорожники не так сильно падают в цене, как их меньшие легковые братья, а где деньги - там и криминал. Так что мастерски перебитые номера, собранные с миру по нитке агрегаты, легализация путем многократных продаж, оформленные с нарушением таможенных правил документы (или просто откровенная «липа») - вот далеко не полный перечень неприятностей, которые вы можете приобрести за свои же деньги. Как этого избежать? Покупать авто официально, с оформлением в ГИБДД и ни в коем случае не поддаваться на уговоры выписать сейчас генеральную доверенность, а потом, когда будет время... Также можно самостоятельно обратиться с запросом в таможню. Не знаю, как в других регионах, а в Москве даже частному лицу получить подобную информацию достаточно просто. Кроме того, существует несколько центров, специализирующихся на проверке юридической чистоты автотранспорта. Хотя стопроцентную гарантию... Сами знаете... Финансовые. Затраты на обслуживание внедорожника существенно выше, чем аналогичные вложения в легковой автомобиль этой же ценовой категории. Особенно это касается регламентных работ. Чтобы не быть голословной, замечу, что, приобретая даже полностью исправный, но «среднезапущенный» Land Cruiser 80, вам придется сразу выложить на текущий регламент порядка $1000. Более того, примерно раз в 100 - 150 тыс. км на той же «80-ке» возникает стандартная проблема с передним мостом (ШРУСы, шкворневые и ступичные подшипники, сальники) - решение обойдется примерно в $2000 - 2500. Учитывая вышесказанное, нужно помнить, что даже «мелочи», не стоящие особого внимания при покупке легкового автомобиля (вроде изношенных тормозных колодок), при выборе внедорожника приобретают совершенно иное значение... Технические. Существует несколько нюансов эксплуатации полноприводного автомобиля, которые многие владельцы частенько игнорируют, забывают, а то и просто не имеют о них понятия. Попробуем разобраться, к чему это приводит. Как мы уже говорили, всех «правильных проходимцев» (за небольшим исключением с трансмиссиями типа TOD, Super Select и т.д.) можно поделить на два класса: одни с part-time - постоянным приводом на заднюю ось и подключаемым «передком», другие с full-time - постоянным полным приводом. Внедорожники с part-time не имеют дифференциала в раздаточной коробке, и именно поэтому в инструкции по эксплуатации для этих машин специально оговаривается, что полный привод можно включать только в условиях бездорожья (когда колеса имеют относительно малое сцепление с дорогой, а скорость движения невелика). При включении же полного привода на асфальте (пусть даже и смазанном зимней московской жижей) отсутствие межосевого «дифа» приводит к возникновению циклических ударных (и к тому же знакопеременных) нагрузок на трансмиссию... Первыми «накрываются» карданы (шлицевые соединения и крестовины). Да и все прочие узлы трансмиссии (от колес до раздатки) плохо «переваривают» подобный режим работы. У моделей с full-time межосевой дифференциал, естественно, имеется, но для повышения проходимости его можно заблокировать... Так вот некоторые «несознательные» водители злоупотребляют включением этой самой блокировки, наивно полагая, что она повышает устойчивость автомобиля на скользкой дороге. Это опасное заблуждение весьма пагубно отражается на трансмиссии (смотри выше). Заблокированный межосевой дифференциал на фоне определенного повышения курсовой устойчивости наделяет поведение машины крайне непредсказуемым характером... Существуют еще и межколесные блокировки. Встречаются они, правда, не часто, но помните, что их бездумное применение - верный способ «убить мост». Теперь о езде в условиях бездорожья. В нашей стране (с двумя ее исконными бедами) лишь небольшое количество машин, именуемых внедорожниками, никогда не покидали асфальт. Остальные же в большей или меньшей степени, но хлебнули отечественного бездорожья. Каким же образом влияет эксплуатация вне дорог на состояние автомобиля? Пыль с грунтовок быстро забивает воздушный фильтр, вследствие чего он перестает справляться со своими обязанностями... В камеры сгорания поступает воздух с частицами пыли и песка, что приводит к повышенному износу цилиндров и поршневой группы. Что же касается водных препятствий (бродов), то это и вовсе «убийцы» автомобиля. Причем я говорю даже не о таких глобально-катастрофических последствиях, как гидроудар (это когда вместе, а то и вместо воздуха в двигатель через воздухозаборник попадает вода)! А вот масляная эмульсия в агрегатах трансмиссии и двигателе (несмотря на полную исправность сальников) - обыденная реальность. Представляете, какие смазывающие свойства у этой «смеси»? Результат - подшипники и шестерни, которым вроде бы еще ходить и ходить, «умирают», а вы имеете дорогостоящий ремонт или замену редукторов мостов, коробки, раздатки, а то и двигателя ... Всякого рода пеньки, ветки, камни, спрятавшиеся в траве или грязи, рвут защитные резиновые чехлы, пробивают картеры, гнут рулевые тяги, стабилизаторы, карданы. Даже глина, присохшая на поворотном шару (некоторые типы передней зависимой подвески), повреждает кромку сальников. Вследствие чего они перестают держать смазку, и если не спохватиться вовремя, то придется менять ШРУС... Из вышесказанного вытекает несколько простых истин. Во-первых, предпочтительно, чтобы предыдущий хозяин вашего внедорожника не был завзятым джипером, во-вторых, нежелательно приобретать автомобиль и у «горе-шумахера», выучившего однажды, что полный привод улучшает устойчивость и управляемость, но так и не потрудившегося понять особенности собственного автомобиля (или хотя бы почитать инструкцию). Идеальным же продавцом представляется человек, своевременно проводящий регламентные работы и использующий внедорожные возможности машины исключительно для поездок на дачу. Впрочем, об идеале можно только мечтать... И в заключение несколько истин общего порядка, справедливых в отношении любых машин (в том числе и внедорожников). 1. Поскольку немолодые автомобили с большим объемом двигателя (более 2,5 л) из-за границы сейчас практически не ввозят (это невыгодно в связи с высокими таможенными пошлинами, а льготы уже отменены), то скорее всего придется выбирать из изрядно побегавших по нашим дорогам. 2. Показания спидометра не должны являться основным критерием выбора. Конечно, если на нем «накручено» 400 тыс. км, есть повод задуматься, но и к 100 тыс. км пробега на 10-летней машине следует относиться с известной долей скептицизма. Рассказы про то, что автомобиль использовался только летом для поездок на дачу, а зимой отдыхал в теплом гараже, скорее всего окажутся неправдой. Машину не покупают для того, чтобы она стояла! И потому среднегодовой пробег обычно составляет не менее 20 тыс. км. Вот и считайте... Хотя из любого правила бывают исключения. Мне встречались десятилетние машины с реальным пробегом в 60 - 80 тыс. км. Например, третий автомобиль директора зверосовхоза или внедорожник со срезанным номером рамы, не эксплуатировавшийся четыре года, так как все это время шла легализация его документов... 3. Предпочтительно, чтобы приобретаемый подержанный автомобиль длительное время находился в одних руках, так как обычно это предполагает своевременное и качественное обслуживание. Ведь те, кто приобретает машину на короткое время, не будут тратить на нее «значительные суммы». А именно так можно охарактеризовать затраты на поддержание полноприводного друга в хорошем состоянии. При прочих равных условиях предпочтение лучше отдать автомобилю, эксплуатировавшемуся там, где есть сервисные станции и автомагазины, специализирующиеся на этой марке. Иногда на внедорожниках, катавшихся по периферии, встречается такое... Топливный фильтр от «КамАЗа», «присобачен» вместо масляного на дизельный Nissan Patrol! Или простые отечественные подшипники, установленные вместо конических шкворневых, а как следствие - разбитые шары балки переднего моста. Вот только пара примеров выдающихся успехов отечественных слесарей в борьбе со слишком надежной (по их мнению) импортной техникой... 4. Москва, несмотря на то что зимой на ее дороги вываливается значительное количество соли, не самый «убойный» вариант эксплуатации машины. Кузова и рамы большинства проходимцев хорошо защищены от неблагоприятных условий внешней среды, и на десятилетнем кузове следы коррозии обычно можно найти только там, где нарушалось лакокрасочное покрытие. 5. Приобретая редкую модель, вы рискуете попасть в ситуацию, когда любую железку вплоть до болта придется покупать только новую, оригинальную и по соответствующей цене. Вполне возможно, что, прочтя от начала до конца эту статью, вы передумаете приобретать «эту полноприводную головную боль». А зря... Ведь столь тягостная картина нарисовалась только благодаря тому, что мы постарались упомянуть о всех мыслимых и немыслимых неприятностях, ожидающих вас при покупке внедорожника, оставив все хорошее «за кадром»... | |
|
Всего комментариев: 0 | |